Другие варианты имени архетипа: Любящий / Любовник / Романтик / Lover.
Ценности архетипа: наслаждение, чувственность, флирт, соблазнение, красота, изящество, грация, тонкий вкус, элегантность, искусство, вкус к жизни, гедонизм, радовать себя и других, делать приятным, слышать свои желания, любоваться, быть в моменте, счастье.
Для Эстета дом — прежде всего источник чувственных удовольствий. Здесь должно быть красиво, удобно, звучать хорошая музыка и приятно пахнуть — те или иные аспекты могут быть первостепенными, в зависимости от того, какой из каналов восприятия у человека доминирует (визуал, аудиал, кинестетик и т.д.). Он обустраивает свой дом так, чтобы получать всевозможные телесные наслаждения, смаковать и любоваться.
Пить кофе из фарфоровой чашки возле окна с красивым видом. Принимать ванну с облаками пены, ароматами эфирных масел и мерцающим блеском свечей, а потом вытираться мягчайшим бамбуковым полотенцем и заворачиваться в нежный флисовый халатик. Впитывать стопами тепло и шершавость неокрашенного дерева на полу. Смотреть кино на большом экране, как в кинотеатре, со звуком, идущим из колонок, установленных по бокам от дивана, чтобы ощущать максимальное погружение. Читать книгу в кресле, повторяющем изгибы позвоночника, где спина по-настоящему отдыхает, положив ноги на пуфик. Скользить по шелковой простыни в кровати…
Эстет тонко воспринимает изменения воздушной среды — тепло, прохладно, душно, влажно. Это тот человек, которому то жарко, то холодно, который без конца открывает и закрывает форточку, задергивает или раскрывает шторы, переодевается или набрасывает на плечи плед и всегда берет с собой воду, даже если идет всего лишь в магазин за продуктами. Он не любит походы, хотя и очень неравнодушен к красоте природы. Но шагать километры с многокилограммовым рюкзаком за плечами, а потом готовить на костре из крайне ограниченного набора продуктов, мыть посуду в реке и ночевать в палатке… О нет. Он предпочитает пикники и пляжный отдых. Да, он неженка. Нет, он не ленив.
В персидском языке есть слово “сюсюль”. Это очень емкое понятие, но если кратко, то оно означает человека, который очень нуждается в комфорте и страдает — вплоть до болезненных состояний — при его отсутствии. И поэтому прилагает много усилий к его достижению. Причем количество времени и сил, которые он тратит на организацию комфорта, с точки зрения другого человека может быть избыточным до абсурда. Скажем, несколько часов собираться на пляж, нести с собой несколько килограммов груза, включая тяжелую сумку-холодильник — для того чтобы на пляже были холодные фрукты и набор еды, достаточный, чтобы вся семья наелась досыта. (Погуглите слово “сюсюль” — в рунете есть любопытные истории про иранцев глазами русских людей, раскрывающие это понятие.) Так вот, Эстет зачастую — настоящий сюсюль.
Бардак и грязь для Эстета — все равно что заноза в пальце, потому что это нарушает визуальную и кинестетическую гармонию. И к уборке он относится с легким благоговением. Но не потому, что “грязь — это негигиенично” (это подход Опекуна) или “как я выгляжу в глазах соседей” (об этом чаще задумывается Правитель). Он это делает исключительно для себя.
Эстет способен, вернувшись домой из поездки рано утром, после ночного перелета, первым делом взяться за пылесос или швабру — потому что ему противно ходить по грязному полу. Это Эстет-кинестетик. Эстет-визуал в той же ситуации скорее закроет глаза и рухнет в кровать, чтобы сначала отоспаться. Но проснувшись и открыв глаза, он тоже возьмется за уборку — потому что ему противно смотреть на бардак.
Он на дух не выносит мух. Ну а свинарник, который непрерывно генерируют маленькие дети, — это боль Эстета. Опять же не потому, что ему надоедает убирать, а потому, что в этот период ему очень сильно не хватает красоты в обстановке.
К оформлению дома Эстет относится с большим вниманием. Он любит листать интерьерные журналы, собирать картинки для вдохновения. Ему могут нравиться самые разные стили, хотя часто он выбирает прованс. Общая атмосфера, которую он создает, тоже может быть разной: расслабляющая небрежность, как у Славного малого, или отточенная завершенность, как у Правителя. Отличие подхода Эстета в том, что он уделяет очень большое внимание деталям. Он тщательно выбирает каждую мелочь для своего дома, потому что ему не все равно, какого цвета будет мыльница, какая на ощупь ткань для штор и какой звук издают винные бокалы, когда ими чокаются, или напольное покрытие, когда по нему ходят босыми ногами.
Он очень тонко различает нюансы — цветовых оттенков, ароматических и вкусовых нот, звуковых тембров, ощущений от фактур. Как правило, его спектр сенсорных ощущений по всем или большинству каналов восприятия шире, чем у других людей. Он замечает такие мелочи, которые для других остаются недоступны. “Эта вода невкусная” или “Это средство для мытья посуды остается на тарелках, я чувствую его вкус” — это фразы Эстета.
Он тонко разбирается в запахах. Или создает восхитительные цветовые сочетания. Или так подбирает материалы, что это праздник тела, сплошной восторг. Или включает такую музыку, которая создает идеальный фон и для разговоров, и для созерцания, и для любой деятельности. Или готовит такую еду, что “ум отъешь”.
Эстет способен из самого заурядного помещения создать нечто особенное. Такое место, куда хочется приходить, где хочется оставаться. И не обязательно здесь будет много сложных вещей и украшательств (хотя в целом он склонен к большему количеству деталей в интерьере, по сравнению с другими архетипами). Предметы могут быть достаточно простыми, но идеально подобранными друг к другу, как классическое маленькое черное платье и нитка жемчуга.
Примета его подхода: эксклюзивные вещи, единственные в своем роде. Индпошив. Эстет во всем предпочитает вещи, сделанные по своей мерке. Но, в отличие от Правителя, не потому, что это маркер VIP-статуса, особой персоны. Для него важно то, что так он может создать максимально приближенный к идеалу интерьер, где ничего не “жмет” и не “болтается”. Без этих отвратительных щелей между стеной и шкафом, висящей на виду паутины проводов и разницы в цвете мебели в полтона. Когда все превосходно сочетается друг с другом и отражает его представления о прекрасном. В общем, “с перламутровыми пуговицами”.
Если раскладывать его интерьер на составные, то здесь будут ткани, доставляющие тактильное наслаждение — шелк, бархат, кашемир. Звериные шкуры и мех (который редко встречается у Правителя). Легкие, прозрачные, “летящие” ткани — шифон, органза. Кожа. Ткани с блеском и другие блестящие материалы: полированное дерево, зеркала, цветное стекло (витражи!), хромированный металл, цветной металл (золото, серебро, медь, латунь, бронза).
В доме Эстета всегда есть картины и художественные фотографии. Альбомы по искусству. Музыкальные инструменты или музыкальный центр, создающий качественный звук, и немаленькая аудиотека. Изящные винные бокалы и красивые тарелки. Большое количество разнообразных светильников и свечей, чтобы создавать атмосферу под настроение.
***
Это статья из цикла об архетипах. О том, зачем нам в них разбираться, я написала в первой статье.
Изображения найдены в Pinterest. На моих досках в Pinterest можно посмотреть больше представителей архетипа и картинок с интерьерами в его духе.
Заглавное изображение поста — с Pixabay.
А вы чувствуете в себе Эстета? А может, вы на дух не переносите сюсюлей? Какие у вас ощущения от этого описания? Расскажите в комментариях.