Другие варианты имени архетипа: Создатель / Creator.
Ценности архетипа: мечты, вдохновение, воображение, созидание, трансформация, изобретение, воплощение, самовыражение, свобода, самобытность, оригинальность, индивидуализм, нонконформизм, концепт, образ, идея, явить миру новое, оставить свой след, остаться в веках.
Домашняя обстановка для Творца несет две важные функции: служит инструментом для его деятельности, то есть помогает в работе, а также средством самовыражения — в виде выставки его работ или собрания образов, которые ему созвучны. И самое главное — помогает поймать вдохновение, оседлать музу.
Творец мало привязывается к вещам. Вещи для него не самоценны, в них важна функция (суперудобный стол для шитья, например, или мольберт) и отражение ими его внутреннего мира через эмоции, которые они вызывают.
При этом внутренний мир Творца не отличается стабильностью и консерватизмом. Это мир постоянных изменений. А значит, никакая обстановка, будь она трижды идеальна сегодня, не может оставаться такой всегда. Творец будет то и дело переставлять мебель, переделывать, перекрашивать…
Но при всем своем непостоянстве в отношении личного пространства Творец парадоксальным образом тянется к местам, где, наоборот, ничего не меняется десятилетиями и даже веками: бабушкин деревенский дом, районы старой застройки в европейских городах (места, ассоциирующиеся с архетипом Опекуна). Возможно, так происходит потому, что он интуитивно чувствует необходимость помощи извне для придания структуры тому бурлящему хаосу, который кипит внутри него. А консервативная обстановка создает ощущение безопасности, в которой можно свободно творить, помогает успокоить страсти и направить творческую энергию в конкретное русло.
Кстати, Творец, как правило, предпочитает природе городскую среду — благодаря большей структурированности и в то же время более широким возможностям для самовыражения. Для поездок на отдых он, в отличие от Искателя, чаще выбирает города, а не места дикой природы.
И все же это — про внешнюю среду. А личная, то место, где он хозяин, всегда динамична, и это сближает его с Искателем. Формируя свое пространство, Творец заботится о возможности изменять его, чувствовать себя свободным. Отсюда любовь к квартирам-студиям, открытой планировке с минимумом стен, трансформируемой мебели.
И в то же время у него есть огромная потребность в уединении для творчества, поэтому, если только он живет не один, Творец нуждается в отдельной комнате — мастерской. Для него это — главное помещение в доме.
Редко когда встретишь у Творца выраженный минимализм. Чаще в его интерьере, как у Искателя, масса деталей — предметов отовсюду, со всего мира, много вещей “с историей”. И вообще, на взгляд внешнего наблюдателя, здесь царит хаос — в котором он один видит структуру. Отличие от Искателя — именно в скрытой структуре и в материалах: Творец, человек урбанистичного склада, далеко не всегда выбирает природное. Он живо интересуется инновациями и любит экспериментировать со всем новым.
Стиль Творца — эклектика. Удивительно естественное сочетание разнородных, на первый взгляд, вещей. Нередко в ней присутствует некоторая театральность. Почти всегда — спонтанность, хаос. И абсолютно точно это нескучный интерьер, вызывающий эмоции.
Итак, обстановку его личной комнаты, квартиры, дома можно в целом описать так: самобытно, странно, ярко — в самом общем смысле, потому что здесь могут быть и припыленные цвета, потертые вещи. Часто есть ощущение незавершенности. А еще — нелепость, идеально подходящая, органичная только его владельцу. В этом есть сходство с Шутом. Отличие в том, что у Творца всегда есть концепт (идея, художественный образ), а также изящество и сильная видоизмененность (зачастую не сразу догадаешься, что это было). Дизайн Шута рождает смех. Дизайн Творца — поток ассоциаций.
Вдохновение у Творца может возникнуть откуда угодно (“Когда б вы знали, из какого сора…” — помните?) и зачастую толкает его использовать самые нестандартные материалы: коврик для ванной из мха? Хм, почему бы и нет! В его сознании всегда живет широкая палитра возможностей. Нет ничего неприменимого. Из чего угодно можно сделать… что угодно.
Многие предметы обстановки у Творца — уникальные вещи, сделанные им самим или на заказ. И благодаря использованию непривычных материалов, способов обработки и декорирования они выходят за рамки статуса: часто невозможно понять, сколько они стоят. Но при этом Творца нельзя назвать непритязательным человеком. Он испытывает отвращение к вещам низкого качества, потому что видит в этом полное отсутствие воображения у их создателей. При этом он может высоко оценить старую вещь, которая находится в плохом состоянии, если увидит в ней потенциал для переделки или переработки, образ, который ему захочется воплотить, — как скульптор, который видит фигуру в глыбе мрамора.
Творец всегда — мечтатель. Поэтому он любит мансарды, в них ближе к звездам! И если он решил перебираться из квартиры в отдельный дом, то это будет собственный проект, воплощение его фантазии. Ну или нечто, переделанное до неузнаваемости, например дом из старого железнодорожного вагона. На худой конец, он умудрится найти среди продающихся готовых домов что-то необычное, выделяющееся из массы других. Необычность вызывает эмоции, рождает образы и ассоциации, а для Творца именно это — главное.
***
Это статья из цикла об архетипах. О том, зачем нам в них разбираться, я написала в первой статье.
Изображения найдены в Pinterest. На моих досках в Pinterest можно посмотреть больше представителей архетипа и картинок с интерьерами в его духе.
Заглавное изображение поста — с Pixabay.
А вы чувствуете в себе Творца? Или он для вас непонятен? Какие впечатления у вас вызывают «творцовые» интерьеры: «так необычно, здорово, свежо, да, это мое!» или «ужас, какая аляпистость и непрактичность, и непонятно, зачем это все…»?