При проектировании дизайна мы будем составлять цветовую схему. А для этого нам нужна цветовая палитра. В нее включены красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовые цвета – но не нейтральные, такие как черный, белый и серый. Красный, синий и желтый – это чистые основные цвета, другие создаются на их основе. Вторичные цвета получаются путем смешивания: синий и желтый образуют зеленый, красный и синий – фиолетовый, красный и желтый – оранжевый.
Таким образом полная цветовая палитра состоит из следующих цветов: красный, красный/оранжевый, желтый, желтый/зеленый, зеленый, синий/зеленый, фиолетовый, красный/фиолетовый. На их основе получают всевозможные тона и оттенки добавлением черного, белого и серого. Цвета палитры, противоположные друг другу, называются дополнительными. Цвета с одной стороны палитры (см. цветовой круг на иллюстрации) теплые и броские, поэтому глаз и останавливается на них в первую очередь, с другой стороны – холодные и неброские.
Нейтральные цвета — белый, серый и черный — также активно используются в интерьере, в основном в роли фона, связующего. Их можно сочетать с любым оттенком цветовой палитры.
Планирование цветовой схемы
Вы можете предпочитать или, наоборот, не любить яркие цвета, поэтому перед принятием решения учтите все особенности комнаты. Если окна выходят на юг, то рекомендуется достаточно холодная палитра, а если на север — то для создания баланса нужны теплые цвета. Свет с восточной стороны выигрывает при мягких цветах и рассеивает резкость.
Имеет значение и стиль, в котором решен интерьер. Например прованс потребует доминирующего белого с небольшими включениями других цветов в мягких, припыленных пастельных оттенках. Минимализм также не приемлет ярких цветовых пятен, для него нужны нейтральные, природные цвета: всевозможные оттенки серого и коричневого. Стиль кантри предполагает много неокрашенного дерева в интерьере — а значит, доминируют оттенки коричневого, разбавленные белым и вкраплениями других цветов.
В последнее время к нам пришла мода с Запада на белые стены и в целом большое количество белого цвета в интерьере. Но с этим нужно быть осторожными, потому что полностью белая схема может быть слишком строгой, и в результате все менее безупречное будет выглядеть непривлекательным на ее фоне.
Сила цвета
Цвет поможет создать ощущение единства дома, даже если вы не будете четко следовать какому-то одному конкретному стилю.
Если у комнаты плохие пропорции, цвет можно использовать для улучшения баланса. Традиционный способ «открытия» маленьких или темных комнат заключается в использовании светлых красок. Но декорирование их насыщенными или яркими красками также компенсирует недостаток пространства, становясь самостоятельной декоративной деталью. Темные, насыщенные цвета могут создавать теплый фон, на котором выигрышно смотрятся книги и декоративные предметы.
В комнате с низким потолком он должен быть светлее стен или же одного тона с ними, а если стены оклеены обоями, то цвет потолка должен сочетаться с фоном обоев. Потолок кажется ниже, чем он есть на самом деле, если его тон темнее стен. Покрытие полов должно быть в тех же тонах.
Неприглядные детали комнаты можно маскировать, окрашивая их так, чтобы они сливались с задним фоном. И наоборот, привлекательные предметы мебели или архитектурные детали можно подчеркивать, создавая для них контрастный фон – например с помощью окраски внутренних частей стеллажа или застекленного буфета.
Типы цветовых схем
Четыре основных типа:
* Одноцветная схема: в ее основе один цвет, который используется в разных оттенках; или же разнообразие достигается с помощью рисунков и различных текстур. Иногда в такие схемы можно добавлять немного контрастного цвета. Подобная схема удобна тем, что она создает удачный фон для размещения картин и декоративных предметов.
* Двухцветная схема: в ней используются два близких, гармоничных цвета – например синий и зеленый или зеленый и желтый. Их также можно смешивать для создания ярких, светлых тонов.
* Контрастная схема: два контрастных, дополняющих друг друга цвета используются для создания яркого эффекта.
* Многоцветная схема: может состоять из контрастных или гармоничных цветов либо из их комбинаций.
Для многих схем требуется некоторое количество нейтрального цвета, который выполняет роль контрастного или связующего. Это может быть цвет потолка, стен (если на стенах обои — то работает цвет фона) или тканей. Использование небольших контрастных штрихов придает живость.
Нюансы
Яркие цвета выглядят эффектнее на больших поверхностях, а бледные на них кажутся еще бледнее. Небольшие окрашенные участки отступают в тень на фоне больших пространств, а круговые рисунки маскируют и форму, и контуры. Полосы особенно хорошо сочетаются с большинством стилей. Бледные полосы на белом фоне выглядят свежими и солнечными, а темные – насыщенными и еще более темными.
В тех случаях, когда уровень естественного освещения низкий, яркие цвета усиливаются и становятся насыщеннее. Важно помнить, что освещение влияет на цвет и что матовые цвета поглощают свет, а яркие, сверкающие отражают его. Перед тем как завершить создание любой цветовой схемы, посмотрите образцы при дневном свете и при электрическом освещении в дневное и вечернее время.
Традиционно за отправную точку при создании цветовой схемы берут напольные покрытия, но это может быть и какая-то интересная ткань, керамика, ковер или же просто любимый цвет или сочетание цветов. Прекрасным источником вдохновения могут стать работы художников – «голубой» или «розовый» периоды в творчестве Пикассо, сияние света в работах Тернера или краски импрессионистов. Идеи для цветовых схем можно черпать и в других культурах – например, похожие на драгоценные камни краски Индии, мягкие, приглушенные тона Тоскании или теплые, землистых оттенков краски американских индейцев.
Иллюстрация с Pixabay
Эта статья — из цикла об основах работы с цветом в дизайне интерьера. Все статьи можно найти по метке «Цвет».