Организация пространства Эстетика быта

Мини-практикум по визуальной грамматике

Как организовать хранение так, чтобы комната смотрелась не просто упорядоченно, но и гармонично? Разбираем нюансы с точки зрения эстетики.

Посмотрите на эту фотографию. Здесь можно найти три типа организации вещей. В данном случае игрушек, но этот принцип применим к чему угодно.

Обратите внимание: здесь нет беспорядка, все игрушки сложены аккуратно. Но и это «аккуратно» может быть разным.

Попробуйте сами определить границы зон. Прислушайтесь к своему эстетическому чувству: какие части кадра воспринимаются по-разному? От какой зоны рябит в глазах, а где взгляд отдыхает? (Это уже подсказки пошли.)

Вставлю фото еще раз, чтобы картинка с ответом не мешала вам самостоятельно поразмышлять.

Я вижу так:

 

  1. Здесь много отдельных предметов и много цветов. Взгляд цепляется за них, каждая деталь несет нам новую информацию.
  2. Здесь всего два предмета, каждый из которых почти полностью окрашен в один цвет. Выделяются только ручки, но зато их форма — и ручек, и ящиков в целом — одинаковая (и форма, и размер).
  3. Здесь формально три предмета — три ящика. Но каждый из них содержит в себе большое количество визуальной информации: верхние ящики — с яркими картинками (разными), нижний — прозрачный, нам видно его содержимое.

Какая из зон вам нравится больше? Какая выглядит эстетичнее?

В первой зоне за счет обилия разнообразных деталей получается визуальный шум. Если зона, организованная по такому принципу, маленькая (например как на этой фотографии), то ее интересно разглядывать. Но представьте себе целый стеллаж, на котором разложены в открытом виде десятки игрушек. Он будет создавать информационный перегруз.

В третьей зоне игрушки спрятаны в ящики, но сами по себе ящики такие пестрые (за счет принтов либо прозрачности при ярком содержимом), что взгляд тоже вынужден останавливаться на каждой детали. И здесь тоже получается визуальный шум. Хотя вещи упорядочены.

Во второй зоне визуально предметов настолько мало, да они еще и почти одинаковые, что взгляд ее проскакивает, не задерживаясь. Даже если бы мы смотрели на целый стеллаж, уставленный такими ящиками, это не давало бы повышенной нагрузки.

Здесь работает элемент визуальной грамматики, который называется повтор. Именно он создает ощущение покоя, потому что снижает объем входящей информации. Повтор может быть полным или частичным, когда повторяется только один признак, например форма, цвет или текстура.

Полный повтор хорош в малых дозах — тогда он создает ощущение игры. Но если применять его в больших количествах, то получается скучно, как в библиотечной картотеке. А вот частичный повтор очень хорош. Он работает на гармонизацию «картинки», которую мы видим. Даже в природе: сосновый бор, поляна одуванчиков, галечный пляж — эти пейзажи так хороши и так нравятся нам в большой степени именно благодаря частичному повтору. Элементы могут отличаться размером или формой, но у них есть много общего.

У себя дома мы можем применять частичный повтор в дизайне интерьера, подбирая элементы оформления одного цвета или одной формы. И именно частичный повтор идеально работает, когда мы устраиваем систему хранения вещей. Возьмите простой стеллаж и заполните его объем корзинами одинаковой формы, но разного цвета (помните только о правиле трех цветов) или коробками одного цвета, но разного размера. Знаменитые стеллажи всем известного бренда с квадратными ячейками и вставляющимися в них корзинами — самый простой вариант, когда ничего не надо придумывать. Но можно и самостоятельно сделать полки и подобрать к ним по размеру корзины из ближайшего хозяйственного магазина, и получится ничуть не хуже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *